А. Берзин. Природа времени как временного промежутка

Определение времени

В буддизме время не рассматривается как абсолютная среда, в которой происходят события и которая существует независимо от них. Таким образом, с буддийской точки зрения пространство и время не составляют систему координат, определяющую положение объектов, находящихся в ней. Время (dus, санскр. кала) – это несоответствующая воздействующая переменная (ldan-min ’du-byed). Иными словами, это изменчивое явление, которое не является ни формой физического явления, ни способом осознавания.

[См.: Соответствующие и несоответствующие воздействующие переменные]

Продолжая определение, время – это интервал в индивидуальном умственном континууме между переживанием двух последовательных событий. Так как у индивидуальных умственных континуумов нет ни начала, ни конца, у времени тоже нет ни начала, ни конца. Таким образом, время не ограничено опытом одной жизни.

Таким образом, когда в буддизме обсуждается время, речь идёт о том, что на Западе мы бы назвали периодом времени или временным промежутком. Период времени, будучи несоответствующей воздействующей переменной, нестатичен: мы переживаем его на протяжении ряда моментов, и в каждый момент переживаем что-то новое. Таким образом, период времени – это приписанное явление, а значит, он не может существовать независимо от основы для обозначения – одного из моментов интервала между переживанием двух событий.

Далее, в соответствии с постулатами школы гелуг, период времени можно познать неконцептуально, поскольку он является несоответствующей воздействующей переменной. Например, когда мы видим восход, мы видим первый момент периода времени, который продлится до момента перед следующим восходом. Этот период времени можно ментально обозначить с помощью категории «день» и назвать словом «день», но это концептуальное познание этого промежутка времени. Тем не менее, мы неконцептуально видим первый момент этого периода времени, который можно концептуально отнести к категории «день», «сегодня» или «среда» и назвать этими словами в силу существующих условностей.

  • Это не значит, что если мы перестали концептуально обозначать этот период времени, который условно считают одним днём, и вошли в совершенно неконцептуальное состояние, то этот период перестанет существовать объективно или субъективно. Период времени можно измерять на концептуальном уровне, его можно называть в соответствии с разными условностями, но это не значит, что он существует, только когда кто-либо его обозначает. Также это не значит, что период времени, или временной промежуток, могут быть познаны только концептуально. Когда мы видим, как стакан падает со стола и разбивается, мы не просто наблюдаем за серией статичных кадров, как на киноплёнке, и объединяем их в событие на концептуальном уровне. Одновременно с видением стакана в разных точках пространства, мы неконцептуально в каждый момент его падения видим его непостоянство и видим сам момент – часть периода времени, который начался с его падения со стола и закончится, когда он ударится об пол.
  • Непостоянство и изменчивость предполагают наличие причины и следствия. А причина и следствие предполагают наличие периода времени – интервала между ними. Хотя пустотность как неизменное явление и глубочайшая истина (don-dam bden-pa, абсолютная истина) обо всём не зависит от причин и следствий, это не означает, что глубочайшая истина обо всём заключается в том, что на самом деле всё существует независимо от времени. Если бы это было так, причин и следствий не было бы вовсе.
  • Точно так же, если предположить, что глубочайшая истина находится за пределами категорий истинного существования, истинного несуществования, и того и другого, ни того ни другого и она невыразима, – время всё равно не окажется полностью несуществующим. Мы должны понимать, что время, как и все достоверно познаваемые явления, лишено невозможных способов существования.
Временные промежутки

Итак, в буддизме не говорится о времени как о чём-то, что проходит: речь идёт, скорее, о периодах времени, временных промежутках, которые приписаны на основе последовательности событий, переживаемых в умственном континууме.

  • Временной промежуток может быть приписан на основе последовательности кармического опыта, как, например, промежуток между разрушительным поступком человека и его созревшим результатом – переживанием несчастья и страдания этим же человеком.
  • Также он может быть приписан на основе последовательности актов познания, как, например, промежуток времени между тем, как один и тот же наблюдатель видит падающий с дерева лист и затем видит этот же лист, лежащий на земле.
  • Далее, период времени может быть приписан на основе континуума форм физических явлений, которые изменяются согласно физическим причинно-следственным законам, как, например, континуум упомянутого листа или горшка с молоком, превращающегося в горшок с йогуртом.
Итак, поскольку время приписано на основе промежутка в континууме или последовательности умственных либо физических событий, очевидно, что время соотносится с наблюдателем и зависит от него. Это верно и для неконцептуального восприятия наблюдателем двух событий, и для концептуального обозначения наблюдателем этих событий и промежутка между ними с помощью категорий и слов.

  • Но не забывайте, пожалуйста, что время – изменчивое явление, которое не относится ни к формам физических явлений, ни к способам осознавания.
  • Отрезок времени – не то же самое, что и субъективное восприятие и концептуализация отрезка времени, что относится к способам осознавания.
  • С возрастом отрезок времени, например в год, большинству людей начинает казаться короче. В 40 лет кажется, что год проходит быстрее, чем в четыре года. Так происходит потому, что один год – это только два с половиной процента жизни сорокалетнего взрослого, тогда как для четырёхлетнего ребёнка он составляет целых 25% жизни. Но с объективной точки зрения, поскольку время – это не вещь, которая проходит или заканчивается, бессмысленно говорить, что его скорость увеличивается с возрастом. Это всё равно что говорить о разных скоростях, с которыми водит машину сын бесплодной женщины.
Единицы измерения времени

Поскольку время – это интервал в изменчивом умственном либо физическом континууме, единицы его измерения и концептуального обозначения лишь условностью.

«Год»

Один и тот же человек может обозначить определённый интервал по-разному, в зависимости от того, какому соглашению он или она следует. Возьмём, например, обозначение «год». Год обычно отсчитывается с точки зрения пространственных перемещений и местонахождений либо небесных тел, либо людей, измеряющих год. Конечно, это приводит к вопросу связи между временем и пространством, но мы не будем его касаться.

  • Солнечный год – это временной промежуток, который измеряется одним оборотом Земли вокруг Солнца. Традиционно его измеряли с точки зрения наблюдателя с Земли как прохождение Солнца либо через 12 знаков (khyim), либо через 27 лунных созвездий (zla-skar, лунные дома) зодиака (’khor-lo). Эти знаки и лунные созвездия – не что иное, как галактики за пределами нашего Млечного Пути. Но поскольку Солнце вращается вокруг центра галактики Млечный Путь, а другие галактики движутся в разных направлениях и кажутся относительно неподвижными для наблюдателя с Земли, временной промежуток между появлениями определённой галактики позади восходящего Солнца каждый год будет разным. Поэтому у нас есть 29 февраля и високосные года. Таким образом, длина солнечного года непостоянна.
  • Лунный год измеряется 12 циклами фаз Луны – например, от полнолуния до полнолуния или от новолуния до новолуния. Этот промежуток также меняется от года к году, поскольку новолуния и полнолуния зависят от положения Солнца относительно Луны. Когда Луна находится между Землёй и Солнцем, наступает новолуние (zla-stong), а когда Луна находится с другой стороны Земли – полнолуние (zla-gang). И поскольку промежуток между пребыванием Солнца в начале определённой галактики, такой как созвездие Овна (lug), разнится, то разным будет и промежуток между новолуниями, когда Солнце будет заходить в это созвездие. Поэтому в буддийских и индуистских календарях для соотнесения лунного и солнечного годов периодически добавляются високосные месяцы (zla-bzhol).
  • Более того, один человек может обозначить 12 циклов фаз Луны как «год», но он же или другой человек может обозначить их как «менее года», если тот же отрезок времени измеряется солнечными годами. И этот промежуток будет разный в зависимости от того, когда он будет измеряться.
  • С точки зрения теории относительности промежуток времени длиной в год также относителен скорости, с которой движется человек, в чьём потоке ума он измеряется, и скорости человека, занятого измерением. Чем ближе скорость путешествующего к скорости света, тем длиннее отрезок между его 29-летием и 30-летием, если он измеряется наблюдателем, путешествующим с меньшей скоростью. Опять же, не забывайте, мы не говорим здесь о переживании двух дней рождения двумя людьми, путешествующими с разной скоростью, что было бы способом осознавания года. Мы говорим о самом промежутке, который может быть обозначен как «год», между двумя днями рождения.
[См.: Тибетский календарь]

«День»

Если взять только один интервал, называемый «годом», существует ли тогда объективный промежуток времени, обозначаемый одним или двумя людьми различно, даже если два человека находятся в одном и том же месте и путешествуют с одинаковой скоростью друг относительно друга? Если такой объективный промежуток времени существует, он должен быть обозначен на основе частей, таких как определённое количество дней. Но обозначение «день» также может определяться по-разному в зависимости от способа измерения. Например, в тибетской и индуистской астрологии рассматриваются три вида дней. В зависимости от определения и способа измерения выделяют:

  • Солнечный день (nyin-zhag) – временной промежуток от одного рассвета до следующего. Он зависит от местонахождения наблюдателя на планете и меняется в течение года. Рассвет наступает всё позже с каждым днём после летнего солнцестояния и раньше – с каждым днём после зимнего солнцестояния.
  • Зодиакальный день (khyim-zhag) – временной промежуток между нахождением Солнца в двух последующих градусах, если наблюдать с Земли, в течение его движения по кругу зодиака в 360 градусов (dbyug). Эти промежутки также меняются в течение года, поскольку Земля вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите, и, таким образом, скорость Земли во время обращения меняется.
  • Лунный день (tshes-zhag), соотносящийся с фазами Луны. Разделим на 30 равных частей расстояние относительно Зодиака между положениями Луны в первое новолуние и последующее. Лунным днём будет временной промежуток между нахождением Луны в одной тридцатой части участка и в следующей тридцатой. Они также разнятся в течение месяца и года в силу эллиптических орбит вращения Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца.
  • Часовой день на Западе – это временной промежуток от середины между одними закатом и восходом до середины между следующими закатом и восходом. Естественно, восход и закат обозначаются по нахождению Солнца относительно восточного и западного горизонтов наблюдателя. Эти средние положения не меняются в течение года, но зависят от местонахождения.
«Час»

Существует ли определённое абсолютное количество часов, которые измеряются разными обозначениями дня?

  • Двадцатичетырёхчасовой день изобрели египтяне, от которых оно перешло к иудеям, грекам и римлянам. Для всех них, однако, такой день был делением солнечного дня. День и ночь были поделены на 12 часов каждый, от рассвета до заката и от заката до рассвета. Так что такая длина часа, как одна двенадцатая дня либо ночи, менялась в зависимости от времени года и длины светового дня, от того, был ли это час дня или ночи, а также от местонахождения человека. Индуистская и буддийская астрология делит день и ночь, от рассвета до заката и от заката до рассвета, на промежутки по шесть часов (dus-tshan, dus-sbyor). Стандартный час (lag-‘khor chu-tsod) и сутки, состоящие из 24 часов, вошли в обиход в Западной Европе лишь в конце XIII века, когда были изобретены механические часы.
  • Зодиакальный и лунный дни делятся в индуистской и буддийской астрологии на 60 часов (dbyug-gu) равной длины.
Такой же метод анализа мы можем применить к минутам и секундам. Что касается атомных часов, которые используют как способ измерять промежутки в частоте колебаний атомов цезия, этот промежуток также меняется в зависимости от скорости, с которой двигаются атомы цезия, например, на космическом корабле, и от силы притяжения, воздействующей на атомы.

Существует ли временной промежуток общего локуса?

Следующий вопрос: «Существуют ли временной промежуток общего локуса, который служит основой для обозначения временных единиц разными людьми и различными ярлыками?» Общий локус (gzhi-mthun, общий знаменатель) двух явлений служит примером обоих явлений, например, буханка хлеба – это общий локус для еды и выпечки.

В рамках буддийской философии есть несколько мнений относительно общего локуса. Они присутствуют в дебатах между читтаматрой и прасангикой по поводу существования внешних явлений (phyi-don).

Точка зрения читтаматры согласно ранним взглядам Цонкапы

В индийском буддизме школы читтаматры согласно её интерпретации Цонкапой в ранних его работах глиняный горшок общего локуса существует на обусловленном уровне, когда одновременно несколько людей достоверно видят его с разных расстояний и разных углов. Это справедливо и для двух людей, путешествующих с разной скоростью и наблюдающих один временной промежуток, например 2006 год. Каждый переживает 2006 год, и на обусловленном уровне он 2006-й для них обоих. Однако на абсолютном уровне нет глиняного горшка или 2006 года общего локуса, который происходил бы из натального источника (rdzas), отличного от процесса его познания. Они не могут быть объектами познания полной поглощённости арьи (mnyam-bzhag, медитативное равновесие).

Позиция читтаматры согласно поздним взглядам Цонкапы

В своих более поздних сочинениях по читтаматре Цонкапа трактует читтаматру иначе – как школу, утверждающую отсутствие глиняного горшка или 2006 года общего локуса, даже как существующих на обусловленном уровне. Это общепринятое воззрение читтаматры в традиции гелуг. Когда двое людей одновременно и достоверно видят глиняный горшок либо воспринимают временной промежуток, обозначаемый ими как 2006 год, каждый переживает созревание склонностей (sa-bon, семена) общей, или коллективной, кармы (thun-mong-gi las) в собственном потоке ума. Это не значит, что каждый достоверно видит глиняный горшок общего локуса или переживает 2006 год общего локуса.

Тем не менее, согласно взглядам читтаматры, глиняный горшок или 2006 год обнаружимы: оба человека могут указать на глиняный горшок, который каждый из них видит достоверно. На самом деле, если попросить обоих указать на глиняный горшок, который они видят, например, на столе, то каждый достоверно увидит другого, указывающего на тот же горшок, который он достоверно видит. Точно так же двое людей, путешествующих с разной скоростью, могут указать на возрастные изменения в своих телах, произошедшие в 2006 году, которые они достоверно воспринимают. И оба могут достоверно обозначить эти изменения как произошедшие в промежутке времени, называемом «2006 год». Если человек, путешествующий с околосветовой скоростью и переживающий изменения своего тела в 2006 году, встретит другого путешественника, тоже проживающего 2006 год, но движущегося с гораздо меньшей скоростью и, тем не менее, ещё живого, то второй также сможет указать на изменения в теле первого и верно обозначит их как появившиеся за промежуток времени, называемый «2006 годом» первым путешественником. Однако он не обозначил бы его как промежуток, названный «2006 годом», измеренным относительно изменений собственного тела.

Позиция прасангики гелуг

Прасангика гелуг соглашается с поздним толкованием читтаматры Цонкапой в том, что ни с точки зрения поверхностной, ни с точки зрения глубочайшей истины нет глиняного горшка либо 2006 года общего локуса, переживаемых двумя разными людьми как в разных местах, так и перемещающихся с разными скоростями. Однако понимание этого отличается.

Прасангика соглашается с читтаматрой, что видимость объекта, например глиняного горшка или 2006 года, не может возникать со стороны этого достоверно познаваемого объекта: она зависит от воспринимающего её ума. Но согласно прасангике, причина этого – в отсутствии на стороне достоверно познаваемого объекта находимой обозначаемой «вещи» (btags-don), которая соотносится с его названиями и обозначениями. Таким образом, 2006 год, переживаемый путешествующим с большей скоростью, и 2006 год, переживаемый путешествующим с меньшей скоростью, не одинаковы и не различны – они ни одно, ни множество. Потому что нет такой вещи, как истинно существующий обнаружимый 2006 год. Однако, в отличие от читтаматры, прасангика утверждает, что внешние объекты существуют: это достоверно познаваемые объекты, такие как глиняный горшок или 2006 год, натальные источники и сущностная природа которых отличается от натальных источников и сущностной природы их познания.

Прасангика гелуг также утверждает, что существование глиняного горшка или 2006 года не может быть доказано определяющими характеризующими чертами (mtshan-nyid) общего локуса со стороны глиняного горшка или 2006 года. Потому что не существует обнаружимых определяющих характеристик общего локуса, которые могли бы со своей собственной стороны доказывать существование любого явления в качестве того, чем оно является на обусловленном уровне. Таким образом, нет одной или нескольких основ для обозначения, которые со своей собственной стороны обладают либо совместно разделяют обнаружимые определяющие характеризующие черты (mtshan-gzhi), которые делают их тем, чем они условно являются. Существование «промежутка времени», такого как 2006 год, устанавливается только как то, к чему относится достоверное умственное обозначение, – неважно, существует ли только одно достоверное умственное обозначение или их несколько и дано ли множество верных обозначений одним индивидом или несколькими. Не забывайте, согласно объяснению Чандракирти, достоверным называется обозначение, которое:
  • установлено соглашением, или условностью (tha-snyed),
  • не опровергается другими людьми, достоверно измеряющими и обозначающими то же понятие в терминах поверхностной истины,
  • не опровергается другими людьми, достоверно измеряющими и обозначающими то же понятие с точки зрения глубочайшей истины.
[См.: Применяем понимание пустоты, застряв в пробке]

STUDY BUDDHISM by Berzin Archives


Перевод: Виктория Трубникова

Все материалы автора: Александр Берзин


0 0
Просмотров: 96 Размещено: