Об издании:
Вессантара джатака (пали Vessantara jātaka) – очень известная и популярная как в Азии, так и за ее пределами история о прошлом рождении Будды Готамы. В традиции тхеравада это последняя и наиболее значимая из 547 джатак. В этой истории рассказывается о предпоследнем рождении Готамы, в котором бодхисатта, достигая непревзойденной щедрости, отдает в дар жену и детей.
Версии этой джатаки существуют в других канонических традициях, в санскритской версии Viśvantara, в китайской Xüdаnа, в тибетской Drimekundan, также есть версии на невари, согдийском, хотанском, тайском, бирманском, сингальском и других языках.
Оглавление
Глава о десяти дарах Глава о Гималаях Глава о дарении Глава о поселении в лесу Глава о Джуджаке Малая глава о лесе Большая глава о лесе Глава о детях Глава о Мадди Глава о Сакке Глава о великом царе Глава о шести кхаттийах Глава о городе
Отрывки из книги
В то время Махасатта пребывал в мире Тридцати трех, и его жизненная сила угасала. Узнав об этом, Сакка явился ему и молвил: «Господин, иди в мир людей и там переродись в утробе главной жены царя Сиви!» Сказав это ему и другим шестидесяти тысячам умирающих дэвов, он вернулся на свой трон.
Махасатта, почив [на небесах], переродился в утробе главной жены царя Сиви, остальные шестьдесят тысяч переродились в домах советников.
Пхуссати, будучи на сносях, с Махасаттой в утробе, повелела построить шесть палат для раздачи подношений у четырех городских ворот, в центре города и у ворот царского дворца, чтобы ежедневно раздавать шестьсот тысяч даров.
Призвав брахманов-прорицателей, царь поведал им об этом горячем желании беременной [супруги]. Прорицатели ответили: «Великий царь, в утробе жены появилось существо, находящее радость в щедрости, и щедрость его не будет иметь предела». Услышав это, довольный царь приказал построить шесть палат для раздачи даров и установил [порядок] подношений, как было указано.
Со дня зачатия бодхисатты царские доходы стали безмерными. Силой этих заслуг со всей Джабудипы цари слали царю подарки. По истечении десяти месяцев царица, носившая плод, передала царю, что желает в сопровождении большой свиты посмотреть город. И царь приказал украсить его, словно это небесный град дэвов. Взойдя с женой на прекрасную колесницу, они объехали город с правой стороны. Когда они были на середине улицы Весса, начались родовые схватки, о чем советники и доложили царю. Услышав это, царь устроил родильную палату прямо на улице Весса и ввел туда жену. Царица родила сына. Поэтому сказано:
Десять месяцев она носила меня в утробе и, обходя город с правой стороны, Родила меня Пхуссати посреди улицы Весса.
Махасатта, вышедший из утробы матери, был чистым, с открытыми глазами. Выйдя на свет, он протянул руку к матери и произнес: «Матушка, я хочу сделать подношение, найдется ли что-нибудь для подношения?» Мать ответила: «Дорогой, дари, сколько пожелаешь!» – и в вытянутую руку положила кошель с тысячью золотых монет.
В трех случаях Махасатта заговорил сразу после рождения: будучи рожденным Умангой, в этом рождении и в последнем своем рождении. В день имянаречения, из-за того, что он был рожден на улице Весса, его назвали Вессантара. Поэтому сказано:
Я назван не по матери и не по отцу, Я рожден на улице Весса, поэтому я Вессантара.