С.Л. Бурмистров. Философская терминология в трактате Асанги «Абхидхарма-самуччая»: проблемы интерпретации

Перевод философского трактата – всегда, очевидно, перевод интерпретирующий, так как в большинстве случаев используемым в нем терминам дается свое, своеобразное толкование, так что смысл даже относительно устоявшегося термина в новой философской работе (особенно вводящей принципиально новые положения в философскую систему) существенно меняется. Это, однако, не означает полного разрыва с предшествующей традицией, и смысл термина даже в новой системе всегда отчасти совпадает с прежними его смыслами. Примером может служить история таких понятий европейской философской мысли, как трансценденция и экзистенция.

Буддийская философская система йогачара интересна в этом отношении тем, что ряд базовых терминов буддийской философии подвергается в ней такой реинтерпретации, которая фактически позволяет говорить о йогачаре как о своеобразном промежуточном звене (или, во всяком случае, одном из промежуточных звеньев) между буддийской философией и, несомненно, ортодоксальной философской системой монистической веданты (advaita-vedānta) Шанкары (788–820). Как оригинальная система йогачара формируется в IV веке в трудах Асанги и Васубандху, и «Компендиум Абхидхармы» (Abhidharma-samuccaya) Асанги представляет ее базовые идеи, помещая их в контекст понятий и концепций классической Абхидхармы. Ряд понятий, используемых в этом трактате, требует специального анализа, который мог бы позволить переводчикам подобрать наиболее адекватные ему слова в русском языке и избежать вероятного в противном случае смешения с понятиями других индийских философских систем.

Одним из таких терминов является manas. Словарное его значение – «дух, разум, замысел, желание», однако в философском тексте это слово приобретает специфическую для данной системы смысловую окраску. В йогачаре под словом manas может подразумеваться либо умозрительное сознание (manovijñāna), либо загрязненное умозрение (kliṣṭa-manovijñāna). Сознание всегда направлено на некоторый объект (в европейской философии на этом сосредоточил свое внимание Э. Гуссерль), и объектом умозрительного сознания являются дхармы, так что в йогачаре (и в буддизме вообще) manovijnāna отвечает за познание элементарных состояний того психофизического комплекса (nāmarūpa), который мы обычно называем личностью. В адвайта-веданте же manas – это компонент эмпирического сознания (четко отличающегося от абсолютного Сознания – cit или caitanya), который отвечает за формирование представлений о предметах и их понятий, так что этот термин здесь можно перевести как «объективирующий интеллект». В этой системе manas всегда функционирует в связке с buddhi, или интенциональным интеллектом, ответственным за формирование отношения к воспринимаемому и познаваемому предмету и за построение стратегий поведения по отношению к нему. В йогачаре же manas работает в связке с vijñāna, где второй компонент обеспечивает сведение воедино данных органов чувств, а первый формирует представление и общее понятие о познаваемом предмете.

Читать статью целиком:
Скачать текст
Формат: .pdf (153,76 Kb)    Скачиваний: 12





Все материалы автора: Сергей Бурмистров


0 0
Просмотров: 741 Размещено: