Относительно именной мантры гуру в буддизме
Митруев Б. Л., КНЦ РАН
Каким образом, как и для чего создаются именные мантры в буддизме? Множество таких мантр создавалось в тибетском обществе во всех традициях тибетского буддизма.
Но, прежде чем задаться вопросом, как создать именную мантру, необходимо разобраться, кто соответствует критерию гуру или духовного наставника, чью мантру вообще стоит создавать.
Об этом очень точно высказался XVII Кармапа Оргьен Тринлей Дордже во время одного из интервью: «”Практика гуру” и “подношение гуру” осуществляются для того, чтобы порадовать ум учителя. Ради этого соответствующим способом практикуют соблюдение трех видов обетов [1]. Учитель в учении тайной мантры – владыка мандалы [2], об этом говорится в объяснении четырех посвящений. В наши дни многие выдумывают мантры своих учителей, не следуя тому, как это изложено в тантрах. Они придумывают мантры, подобные «Ом Ваджра Таши», и прочие. Все это однозначно указывает на то, что это неверно и нехорошо. Такие учителя же, вместо того чтобы учить Дхарме, приносящей пользу потоку ума, или практике соблюдения трех видов обетов, называют себя гуру Ваджрадхарой и произносят лишь лживые слова. Это не может быть названо верным». [Кармапа] [3]
То есть зачастую так называемые «гуру» не являются достойными наставниками, и их ученики, введенные в заблуждение, пытаются неверно создать мантры наполовину на тибетском, а наполовину на санскрите.
О ложных гуру сказано в третьем стихе главы Посвящения Калачакра-тантры:
«Гордецы те, чьими умами правит гнев, не имеющие обетов,
Жадные, лишенные познаний, стремящиеся ввести в заблуждение учеников,
Те, чей ум расстался с высшим блаженством,
Не принявшие посвящения, всецело привязанные к богатству,
Лишенные осознанности, чья речь груба и оскорбительна, исполненные плотских страстей.
Мудрым ученикам следует избегать опоры на таких наставников,
Как на причины достижения полного просветления,
Так, как они стремились бы избежать адов.
Обладатели подобных изъянов не могут являться духовными наставниками, на которых следует опираться практикующему ваджрной колесницы. Даже если принять такого человека как гуру, испросить у него посвящение и тому подобное, результатом этого не явится получение подлинного и значимого посвящения» [Kilty 2004: 214–215].
В этом отрывке Калачакра-тантры говорится о том, кто не может считаться истинным наставником и что так называемых «наставников» необходимо избегать.
Далее в Калачакра-тантре повествуется о подразделениях гуру:
«Эти характеристики можно подразделить на те, которыми обладает монах с полным набором обетов винайи, монах-послушник и мирянин-домохозяин. Среди этих трех типов личностей, достойных быть ваджрными наставниками, полностью посвященный монах является наилучшим выбором, монах-послушник – средним, а мирянин – низшим их трех. Следовательно, когда имеются все три кандидата, для опоры в качестве гуру следует избрать полностью посвященного монаха. Более того, царям следует опираться на гуру, являющихся полностью посвященными монахами, поскольку в противном случае, если они станут опираться на мирян, это принесет вред учению. Каким образом? Если мирянин избран в качестве гуру, в то время как присутствует полностью посвященный монах, достойный быть ваджрным наставником, люди потеряют уважение к Будде, Дхарме и Сангхе, что, в свою очередь, приведет к исчезновению учения. Объясняя смысл второго стиха главы Посвящение, Великий комментарий [Вималапрабха] цитирует следующие строки:
Из трех сведущих в десяти деяниях
наилучшим является полностью посвященный монах,
Ему уступает монах-послушник,
Тогда как мирянин-домохозяин – низший из трех» [Kilty 2004: 213–214].
Прежде чем создать мантру какого-то из учителей, которых мы считаем своим гуру, необходимо убедиться в том, что этот человек в самом деле достоин быть учителем. Что он или она обладает всеми необходимыми характеристиками.
Читать статью полностью:
Все материалы автора: Бембя Митруев