О переводчике:
zagumyonnov.b@yandex.ruКандидат философских наук (СПб.). Родился в 1947 г. в Порт-Артуре. Окончил философский факультет и аспирантуру в ЛГУ во второй половине XX в. В 1965 г., возвращаясь из Средней Азии, случайно обнаружил журнал «Индия» в киоске во время пятиминутной остановки поезда в Казахстане. С тех пор стал читать Вивекананду и др.; обнаружил в книжном магазине в Тамбове «Дхаммападу» (изд. 1960 г.). Эти тексты произвели огромное впечатление и пробудили живой интерес к «индийской духовности». Изучал немецкий, английский, основы санскрита и тибетского. Переводил и редактировал индуистскую и буддийскую классику: Йога-сутры, «Веданта-сару» Шри Садананды, Гимны Шанкары, Нагарджуну, Гамбопу и др. Через десятки лет переводов и редактирования осознал, что изъяны в переводах небесконечны; выявились типичные ошибки, а также основные принципы перевода восточных текстов. Все это изложил в виде статей, опубликованных на бумаге и в Интернете, – см. сайт zagumyonnov.16mb.com (раздел «О переводе») или просто: «Виртуальные заметки» Загуменнова. Там же – переводы и многое другое.
Публикации:
Статьи и переводы в журнале «Буддизм России» (ред. А. Терентьев). Шри Патанджали. Йога-сутры. Пер. с санскр. В журнале «Ступени» (1990–1991).
Садананда. ВЕДАНТА-САРА. Сущность веданты. Пер. с санскр. В книге: Свет Дхармы. СПб., 2013.
Ачарья Атиша. Драгоценные четки бодхисаттвы. Пер. с тиб. СПб., 1995.
Ачарья Нагарджуна. Послание к другу. Пер. с тиб. СПб., 1995.
Дже Гампоба. Драгоценные четки для Высшего Пути. Пер. с тиб. СПб., 2003.
Статьи в сборниках «Буддизм Важдраяны в России». М., 2009–2018.
Статьи в сборниках «Торчиновские чтения». СПб., 2004–2011.
Статьи в сборниках: Studia Culturae. СПб., 2012–2018.
ВИДЕО
Видео: Роман Сухоставский
savetibet.ru
Доклад Бориса Ивановича Загуменнова «Перевод восточных текстов. Основные темы», сделанный на Первой всероссийской научно-практической конференции переводчиков буддийских текстов «К русскоязычному буддийскому канону», состоявшейся в Институте востоковедения РАН с 6 по 9 ноября 2018 года.
О докладе
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ФАКТ. Люди мыслили тысячи лет и создали «науку о правильном мышлении», логику. И люди переводили тысячи лет, но… науки о переводе не создали! Переводоведение стало формироваться совсем недавно, но на основе западных языков, на восточном же «материале» почти ничего нет.
Этапы восприятия («рецепции») Востока Западом отмечены последовательно преобладанием христианизации, философизации и психологизации. Все это явления евроцентризма. И хотя сейчас эпоха более адекватного восприятия буддизма (прямые контакты), тем не менее мы до сих пор встречаем христианизацию (и пр.) в переводах.
Ясно, что важнейшая задача переводчика – хороший перевод. Проблема, однако, в том, что уровень перевода зависит от множества факторов, многие из которых неочевидны. Без осознания этих факторов в применении к себе не получить полноценного перевода.
Всякая деятельность, в т. ч. и переводческая, – это динамическая система, включающая четыре элемента (скр. анубандха-чатуштая): 1) сам деятель (адхикарин); 2) объект (предмет, цель) деятельности; 3) методы-и-средства (достижения цели) и 4) результат.
Видео: Роман Сухоставский
savetibet.ru
Доклад Бориса Ивановича Загуменнова «Абсолют и иллюзия», представленный на второй Всероссийской научно-практической конференции переводчиков буддийских текстов «К русскоязычному буддийскому канону», которая состоялась 4–6 декабря 2020 года в режиме онлайн.
О докладе
1. Специальная лексика и термины во многом и прежде всего определяют специфику и дух любых текстов. Основные изъяны при образовании и употреблении терминов в русскоязычных переводах – это англицизмы и христианизация, которые суть проявления евроцентризма.
2. В свете этого следует проанализировать перевод некоторых ключевых буддийских терминов, это в частности:
1) высшая истина/реальность (скр. парамартха, тиб. дон.дам), в англ. переводе ultimate truth – высшая или предельная истина/реальность, но не абсолютная реальность. «Все дхармы лишены абсолютности (ан-атма)»;
2) относительная истина/реальность (скр. самврити сатья) – не иллюзия. А. Берзин: «…все подобно иллюзии. «Подобно» здесь важное слово, речь вовсе не о том, что все является иллюзией, (иначе) не было бы никакой разницы, едим ли мы пищу по-настоящему или едим ее в своем воображении, – она одинаково наполняла бы наш желудок» (А. Берзин. Общий обзор буддийских практик. СПб. 1993. С. 44);
3) относительное и абсолютное «я»; «высший атман» или просто «высшая природа»; бесплодные дискуссии.